Тезисы статей




Мысли о Троне..
(о творчестве художника-оружейника Аси Еутых)

http://eutykh.com/index


Следуя поставленной задаче беспристрастного анализа морфологии и семантики произведения искусства, всякий критик или исследователь, в той или иной мере рискует потерять свою объективность, оказавшись беспомощным перед влиянием объекта своего исследования. В значительной мере это наблюдение соотносится с магией всех произведений, созданных руками Аси Еутых. Однако, ТРОН безусловно выделяется на общем звездном фоне ее творений так же царственно и загадочно, как Большой Сфинкс над мавзолеями и сокровищницами всех фараонов Египта.

С археологической точки зрения, следуя от общего к частному, следует отметить, что в целом трон выстроен по схеме, характерной для наиболее древних образцов церемониальных престолов. Прямые контуры сиденья, строго вертикальная спинка и ножки характеры для наиболее ранних изображений тронов Египта, Шумера и Греции. В этом же стиле благородно-архаической простоты выдержана и скамеечка для ног.

Оформление подлокотников трона парными фигурами львов очень узнаваемо по целому ряду археологических находок и изображений от эпохи неолита до средневековья (неолитическое изображение богини-матери на троне из Чатал-Хююк, золотой трон Тутанхамона и пр.). Весьма уместным выглядит оформление спинки трона высокими боковыми стойками, стилизованными под древние церемониальные штандарты, широко распространенные в ритуалах различных народов древней Евразии от Причерноморья до Китая.

В части детального оформления трона, прежде всего, живейший интерес всякого археолога вызывают сочетание в его структуре функциональных артефактов с образами и стилистикой использованных мастером изображений. При внимательном рассмотрении становится очевидным, что все возможные прототипы им гармонично укладываются в единый период в рамках VII – VI вв. до н.э., указывая, при этом, на Северо-Западное Предкавказья, как наиболее вероятный регион происхождения. Биметаллический акинак и бронзовые ажурные навершия с птицами на спинке трона соотносятся по типу с целым рядом изделий из погребальных комплексов раннескифского времени (Ульские и Гавердовские курганы VII – V вв. до н.э. и т.д.). Выбранные мастером для украшения спинки трона образы сакральных животных (львы, барсы, орлы) и их позы, при всем авторском своеобразии, выдержаны в строгом соответствии с общими канонами развитого скифского звериного стиля. При этом важно отметить, что выраженное в изображениях спинки трона сочетание реалистичных контуров и общих пропорций зверей со стилизацией в деталях (глаза, уши, хвосты), поданных в технике высокого рельефа и скульптуры, в полной мере отвечает традициям первого, архаического этапа данного стиля, отмеченного известными изделиями VII – VI вв. до н.э. Известно, что в середине – второй половине I тысячелетия до н. э., скифский «звериный стиль» сильно трансформируется в орнаментально-декоративную сторону, изображения животных геометризируются, становятся контурно-плоскостными, а натурализм практически исчезает.

В контексте археологических и стилистических сопоставлений, несколько особняком стоят крупные фигуры серебряных барсов в золотых масках с попонами, восседающие на подлокотниках трона. Сдержанная торжественость их поз, пропорции и некоторые элементы декоративного убранства перекликаются со стилистикой зооморфных капителей дворца Дария в Персеполисе (VI в. до н.э.) и львиноголовыми золотыми ритонами ахеменидского Ирана (V в. до н.э.). Роскошные золотые попоны с плетеными кистями вообще ярко ассоциируются с церемониальным убранством боевых слонов царей древней Индии! Однако неожиданный полет ассоциативных сопоставлений в Переднюю и Южную Азию, применительно к уже вырисовывающейся в воображении этнокультурной и хронологической позиции трона, не только не выглядит странным, но даже дает определенный импульс исторической достоверности! По социально-историческому содержанию интересующее нас время - это эпоха расцвета военного скифо-меотского альянса в период успешных походов к югу от Кавказского хребта. Древние хроники и предания, в том числе Ветхий завет (пророк Иеремия) донесли до нас отзвуки бушевавших в Закавказье и Передней Азии драм и трагедий, когда на протяжении VII в. до н. э. пришедшие с севера (из степей Причерноморья – Северного Предкавказья?) скифы громили могучее государство Урарту, цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины. Как униженно откупался от них богатыми дарами фараон Псамметих, спасая от разграбления Египет.. Разумеется, собрав сокровища всех побежденных царств в течение всего периода победоносных походов, скифы многое принесли с собой, возвращаясь в родные степи и предгорья.. Стоит ли в связи с этим удивляться азиатскому облику барсов, покорно сидящих на подлокотниках трона под рукой вождя-победителя?

Рассуждая далее о троне, особо следует отметить мелкие декоративные элементы, в массе своей составляющие орнаментально-символическое заполнение всех конструктивных элементов и изображений трона. Здесь сразу бросается в глаза повсеместное использование мотива четырехлучевой "киммерийской" звезды, - символа, широко распространенного в изображениях на предметах вооружения и конской упряжи предскифского времени. Следует отметить, что будучи широко распространенным сакральным элементом декора на предметах вооружения и конской узды предскифской (применительно к Закубанью – протомеотской), или, с долей условности, - киммерийской эпохи, данный символ известен в сочетании с образцами раннескифского звериного стиля, датирующимися в пределах VII в. до н.э. Причем известен целый ряд примеров композиций раннескифских барсов с "киммерийскими" звездами (уздечные бляхи из Хаджохских курганов начала VII в. до н.э.). Это то самое время, когда более молодые и агрессивные скифы, побеждали своих легендарных и грозных предшественников киммерийцев. Случайно ли в этой связи то, что все серебряное поле скамеечки, покрыто сплошным полем "киммерийских" звезд в обрамлении стилизованных языков пламени? Еще одно удивительно удачное совпадение или мистическое проницательность мастера?..

Поиск археологических параллелей детальным характеристикам трона можно было бы продолжать очень долго. Но, резюмируя сказанное, можно уверенно утверждать, что созданный искусством Аси Еутых царский престол в полной мере соответствует духу и общим традициям лучших образцов раннескифской или, возможно, скифо-меотской элитарной торевтики VII в. до н.э.

Вместе с тем, по мере тщательного сравнения общего стиля и орнаментальных деталей изображений зверей, становится очевидным, что любые суждения о прямом копировании археологических прототипов или подражании им неуместны. Цельность образов, композиционная и эстетическая уравновешенность в самых мелких деталях, все это предполагает не только полное усвоение автором традиций древних мастеров в данном направлении, но, главное, полностью сложившийся уникальный авторский стиль.

В отношении общей композиционной и детальной изобразительной семантики Трона глубина смысловых, логических и ассоциативных построений даже при самом поверхностном ознакомлении кажется неисчерпаемой. В связи с этим, коснусь лишь наиболее ярких моментов. Сердцем всей композиции Трона уверенно определяется совокупность изображений, украшающих его спинку. В мировосприятии многих народов с древнейших времен, как и в мистических тайных учениях, доживших до наших дней, существуют представления о вселенском дереве, объединяющее все сферы мироздания. Ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней. Один из наиболее известных примеров данного мировосприятия, восходящий к древнейшему индоевропейскому религиозному единству, является Мировое Древо – ясень Иггдрасиль, у которого корни символизируют Хель – подземный мир предков и прошлое, средняя часть (ствол) соответствует Мидгарду - миру людей, поверхности земли и настоящему, и крона мирового древа - Асгард – небо, где живут Боги, где оживает будущее. Именно эту трехуровневую схему демонстрирует ажурная спинка трона. Применительно к Трону данное семантическое сопоставление кажется просто удивительным тем, что в "Саге об инглингах" – крупнейшем сборнике раннесредневековых хроник о древних племенах Скандинавии, - Асгард – страна богов и героев, помещается на северных берегах Черного моря..

Впрочем, идея Мирового Древа, как общечеловеческий архетип, известна и в древнейших традициях южных народов, - ведической и зороастрийской. В частности, из дошедших до наших дней образцов сакральной поэзии племен древнего Ирана мы знаем, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нем живет царь птиц Сенмурв, который рассыпает семена по земле. Другая птица относит семена к источнику, из которого пьет звезда, которая осыпает землю дождями. С дождём семена падали вновь на землю.. В нашем случае, если взглянуть на Трон, что за волшебных птиц с колокольчиками в клювах мы видим у подножия символического древа и над его кроной?.. Совпадения не случайны, совпадения символичны..

Как указывалось выше, древняя идея Мирового Древа универсальна. Применительно к совокупности выбранных мастером образов Трона, сквозь призму приведенных выше наблюдений, можно увидеть аллегорическую картину этапов некоего Пути, открывающегося во всем свое мистическом величии по мере пристального созерцания.. Конечную мудрость пути старого воина, пути владыки, бездонный опыт осознания тысячелетних войн, смертей и рождений,. Призрачные отзвуки давно забытых времен древних богов и великих героев..

Мировое дерево Трона состоит из трех уровней. Но здесь явно показаны не физические величины проявленного Мира. Здесь очевидна последовательность этапов Пути и течение Времени:
- Нижний уровень. Не в силах обуздать свои звериные инстинкты, юные львы ищут битвы и кровавой славы. Змеи прорастают из тел юных львов, символизируя необузданность страстей и искушений начала пути..
- Средний уровень. Зрелые львы лежат в спокойной, уверенной позе, умиротворенные суетным опытом, попирая лапами земные страсти, они обращают свой взор в небо, в жажде постичь открывшееся им нечто высшее..
- Высший уровень. Старые львы, постигшие смысл и цель бытия, возлежат под кроной древа мира, - у рукояти меча равновесия, созерцая его сущность, - змеехвостую львицу, трансформирующуюся в змею, - символ сакрального знания, обращенного по острию меча снова вниз.. Трансцендентный круговорот движения разума в вечности.. Круговорот перерождений..

Кроме того, помимо совокупной последовательности горизонтальных уровней, здесь явно выражено вертикальное деление. Две уравновешивающие друг-друга ипостаси всего сущего всей осознанной вселенной. Свет и тьма, жизнь и смерть, добро и зло.. Акинак, символизирующий в этой композиции ствол мирового дерева, в той же мере обозначает и бесконечно тонкую ось равновесия, грань между мирами, сравнимую с лезвием бритвы..

В заключение краткого экскурса, который можно было бы назвать "мысли о Троне" осталось сказать, что трудно себе вообразить, кто из ныне живущих, постигших, с чем он соприкоснулся, мог бы без внутреннего благоговения и невольного страха взойти на этот трон..
Но тот, кому дано постичь его суть в полной мере, кому предначертано взойти на него, больше не вернется к серой обыденности неосознанной жизни, - под его ладони лягут безымянные Стражи, - серебряные барсы в золотых попонах. Ведь, несмотря на их роскошь, они не просто изысканное украшение царского престола. На их головах золотые маски, символизирующие тайну. В прорезях их масок видна лишь бездонная тьма...


Netcherezy Mammoth Founding

A.A.Sazonov, S.V.Dorogavcev.

On the southern coast of Krasnodar reservoir, in the western side of height of Stariy Netcherezy ravine, in Teutchezhsk region of Adygea Republic there was found by Maikop inhabitant, amateur fishman A.Tararykin, a skeleton of fossil elefant. In the fall of 1997 the author of the found sent the information about to Adygea Republic National Museum, together with part of lower jaw, taken by him from the skeleton.
Due to this fact, there was organized a prospecting action of Nature Departament of ARNM and State Inspection of monumentary guard of history and culture of Adygea Republic. In the pointed place by the authors was discovered and inspected the partially destroyed by tide a big animal skeleton. On looking into the overtaken ground there was created, that the greater part of the skeleton, hidden into the subclay statum, was undisturbed.
ARNM has organized the expedition for exgumation for that rare founding, with the participation of collaborators of Nature Departament and Archeology Departament of Adygea Republic Institutue of Human Researches. As a result of compleet cleaning of bone leftings up to the lower level of its laying, there was elucidated that the animal layed on its left side, screwed-legged, oriented to North-West (fig.2-4). Skeleton prezervation, on preliminary evaluations, is about 60 per cent of its volume. To greatest destruction was exposed the right side of the skeleton, which layed upper then other bones. The backbone was destroyed almost compleetly, with the exception of two neck spinebones, two central and one tale ones. The right shoulder blade, right tusk and bones of right-side legs were destroyed by tide on 2/3. The scull was crushed by the press of ground. The big bones and compleetely survived left tusk are covered with numerous cracks. Faciality is absent. Bone"s surface is covered with rather thin (1-1,5 mm) layerings of ferric hidro-oxygenations. The inner cavern structure is survived. To strengthen the bone materials on the cleaning process the conservation compositions were used. On the final stage of digging there was composed the draft of the skeleton on the scale of 1:10 (fig.1) and the pictures were taken either. After that, the skeleton was taken off in large blockportions.
On the geological situation on the plot, where the object was discovered, the outings of upperpleistocenic delayings are taken place (Azhgirei. Geologie). Judging of section character (fig.2), the skeleton was laying in the end moraine, which dates to the upper-middle vurm. On Caucasus the remaints of real mammoths are dated by that time (3). On measuring of lower jaw teeth at crown crack (ph.1), the emale thikness reaches to 2 mm, that to N.K.Vereschchagin"s informations, corresponds to primigenius species (3). The same author, with the refer to other author"s works, points to the presence of the remaints of this species in the upperpleistocenic delayings on the southern slope of Mashuk hill near the Pyatigorsk (Stavropol region), on the Ill staying at 40 km to SW from Krasnodar, and also in the Dakh cave (Adygea).
The upper teeth are absent. But there are 9 plates on 10 sm on survived M3, with totally counted 14 plates. Taking to attention this circumstance, as far as orienting to Khatanga mammoth, as on the oldest nowdays real mammoth (1, p.14), it"s quite well to suggest that the speciment of Netcherezy has belonged to southern representatives of the late Mammutus primigenius.
The sizes of the left tusk, survived its sizes totally, are the next: the length of alveol part is 56 sm; the length of the task at the greatest curvature is 194 cm; diameter at alveole is 13,1/ 15,3 cm. The right and the left tusks has crossed on living, on what withnesses the rubbing of inner part of the right tusk, which puts on the left one and longer than it on 14 cm. The simultaneous curving the right tusk to the left and the left one to the right and its crossing determines this specie as male one (5, p.32). On tusks paramentres, attracting the scatter diagramme for mammoth males (2, p.10-13) and the tables of N.K.Vereschchagin and N.N.Tikhonov, the possible age of the animal is determined in the frame of 50 „b 5 years (taking into account the graphics of mammoth mortality)(5, p.16).
On digging process, the autors examined the neibourhood abrassion terrasses, and as a result, on 70 meters to NW from the objekt researhed (fig.3), the was an outing of tusk discovered, with the diameter of 24 cm, coming out into the subclay. Besides, in the sandstone bringings on the shoreline stretching about 200 meters, in borders of which the researching skeleton and naked tusk were fixed, a great plenty of overtaken fragments of big cavern bones and tusks.
According to reports of local inhabitants, previously, after the session degrades of water level, on the watered parts of Stariy Netcherezy ravine numerous foundings of big bones and its clusters were marked. In this connection, by the colaborators of ARNM some prospecting actions has been already carried out at this region. So, in the fall of 1995 on the watered shore naking near Taujhabl (fig.3) the semidecomposed skeleton of big fossil animal (mammoth?) was discovered, which wasn"t managed to clear because of high water level. Later on the bones were overcovered by the silt and send bringings. In perspective, on the fall of water level in reservoir, we suppose the researching of that objekt.
The researching results described above and the landscape analysis of the peculiarities of Netcherezy founding make the basis for some supposements. In particular, it was the islandic, low-moor bog surrounded highland, which hasn"t been touched by lateral erosion of the Kuban river and its tributaries - Pshish and Martha. In the periods of great riverflood, in the epoch of mammoth"s inhabitation, that large hillshaped highland might be the natural trap for animal groups, spending fast their food resourses on bordered area and starving. On this connection, for more effective working out the unique for Caucasus Necherezy mammoth cemetary, it"s necessary to carry out (on the budget of interested sponsors) the whole-range complex of geological, paleontological, palinological and radiogenic researchings, that undoubtly will carry in the serious contribution to the systematisation of Mammutus primigenius species.



1. Alekseeva L.I. Late Pleistocene Theriofauna of East Europe (large mammals). -M.: Nauka,1989. -109p - (Trans. Geol. Inst. USSR Ac. Sci. Vol. 455).
2. Vereshchagin N.K. Tikhonov A.N. Exterier Mammut. Jakutsk. Inst. USSR Sci.Ac.
3.Garutt W.E. Origin of Elephants Elefantidae and their philogeny. // Trans. Zool. Inst. USSR AC. Sci. 1986. Vol.149.
4. Vereshchagin N.K. Tikhonov A.N. A stady on Mammoth tusks // Trans. Zool. Inst. USSR Ac. Sci. 1986. Vol.149.
5. Vereshchagin N.K. Mammals Caucasus. M.L.: Ac. Sci. 1959. 706p.


БРОНЗОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПРЕДСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ ИЗ ВЫСОКОГОРНЫХ РАЙОНОВ ЗАКУБАНЬЯ

А.А. Сазонов, В.Л. Беляев.

В археологии предскифского времени юга России в последнее время особую важность приобрели исследования памятников протомеотского периода Закубанья VIII – VII вв. до н.э., располагающиеся в значительной мере на территории Республики Адыгея. В последнее десятилетие протомеотской проблематике в той или иной мере посвящены целый ряд крупных монографических исследований, а так же множество статей и публикаций (Дударев С.Л., Эрлих В.Р., Вальчак С.В., Махортых С.В., Терехова Н.Н., Пьянков А.В., Пелих А.Л., Сазонов А.А. и другие). Одной из наиболее крупных тем, затронутых в данной области, является география распространения памятников протомеотского круга и выделение их локальных групп (Эрлих В.Р., 2002). По существующим в настоящее время представлениям, в числе протомеотских памятников, могильников и поселений, выделяется несколько групп или локальных вариантов. Приморско-Абинская группа – вдоль побережья Черного моря и в районе г. Абинска. Центральный группа – по левому берегу Кубани, преимущественно в районе Краснодарского водохранилища. Предгорная группа – на самой границе предгорий и равнин, от г. Майкопа вверх по ущелью р. Белой и ее притокам. Таким образом, в совокупности локальных вариантов протомеотская группа памятников охватывала значительную часть Закубанья от междуречья Фарса и Лабы на востоке, до Черного моря на западе. Естественной северной границей расселения протомеотов, очевидно, служила р. Кубань. Южной границей расселения носителей протомеотских древностей, как-то само собой принято считать Главный Кавказский хребет. Однако даже при самом поверхностном анализе взаиморасположения локальных групп протомеотских памятников на основе географической карты Закубанья становится очевидным крупное белое пятно, охватывающее предгорья и гористые зоны Центрального Закубанья в среднем течении и верховьях Пшиша, Псекупса, Пшехи и Курджипса. Было бы наивно полагать, что в эпоху поздней бронзы – начала раннего железного века горная часть нынешнего Апшеронского района была малонаселенной. Археологические исследования показывают стабильную заселенность этих мест от эпохи палеолита до позднего средневековья. Вероятно, пробелы в этой области в значительной мере объясняются низкой активностью археологических исследований в данном районе, связанным с отсутствием крупных новостроек. Известно, что львиная доля памятников археологии в Краснодарском крае и Адыгее была открыта и исследована в связи с новостроечными работами, достигавшими порой катастрофических масштабов. Крупные археологические исследования в горах и предгорьях Центрального Закубанья еще впереди. Однако уже сейчас в нашем распоряжении есть ряд находок, дающих основание предполагать наличие в данном районе полноценной группы памятников, входящих в ареал расселения носителей протомеотских традиций. Ранее одним из авторов уже был частично введен в научный оборот протомеотский могильник Табор, расположенный в предгорной зоне Центрального Закубанья близ ст. Тверской (Сазонов, 2004). Целью настоящей публикации является введение в научный оборот нескольких находок, свидетельствующих об освоении местным населением VIII – VII вв. до н.э. глубинных горных территорий Центрального Закубанья. Бронзовый литой втульчатый наконечник дротика (рис. 1). Перо остролистное, с заоваленными углами, плоское. Хорошо выраженное ребро жесткости, ромбовидное, как и втулка, в сечении. В нижней трети втулки, по бокам имеются симметричные маленькие отверстия для крепления к древку. Наконечник покрыт тонкой плотной коркой окислов. Общая длина – 13 см. Длина пера – 7,5 см, ширина – 3,9 см. Диаметр устья втулки – 1,5 см. Зарисован А.А. Сазоновым в 1999 году по месту хранения, в музее при кафедре геолого-минералогических наук Адыгейского государственного университета. Наконечник нашел кандидат геолого-минералогических наук Волкодав Игорь Георгиевич, в ходе геологических разведок в современных русловых отложениях ручья Водопадного, в истоках реки Пшехи, у подножия г. Фишт. Бронзовый литой топорик с молоточковидным обухом (рис.2). Передняя часть топорика вытянутая и узкая, с широким, благодаря оттянутому вниз краю, лезвием. Обушная часть так же вытянута, почти на равную длину с лезвийной частью, с четко смоделированным грибовидным окончанием. Щечки несколько проушной части гладкие, в центральной части имеют небольшие симметричные отверстия. Поверхность изделия шероховатая, незначительно изъедена окислами. Проушина – линзовидной формы. Размеры топорика: длина – 18 см., высота лезвия – 6,7 см., проушина – 2,2 х 1,2 см. Передняя часть топора сломана у проушины. Излом без следов окислов. Бронзовый литой браслет (рис.2). Сложный выпукло-вогнутый профиль. Полая имитация массивного литья. В поперечном сечении - дуговидный. С внешней стороны расширяющихся окончаний имеются орнаментальные врезные фигуры в виде крупных неправильных треугольников с заполнением косой штриховкой. Орнамент глубокой штриховкой выполнен на стадии формовки восковой модели. Изделие покрыто блестящей благородной патиной, перемежающейся тонкими корками окислов. На боковых ребрах браслета имеются незначительные следы деформации от ударов или давления. Диаметр внешний – 8 - 9,5 см. Диаметр внутренний – 6 – 7,8 см. Ширина – 2,8 – 4,7 см. Внушительные размеры изделия говорят о том, что это было мужское украшение. Браслет вместе с вышеупомянутым топориком были найдены жителем поселка Мезмай, краеведом-любителем Беляевым Владимиром Леонидовичем в отвале из разрушенного при расширении дороги кургана, расположенного на склоне хребта Гуама близ станицы Темнолесской. Изделия носят специфические следы повреждений, оставленные ковшом или гусеницами бульдозера. Обе находки хранятся в музее при Мезмайской школе искусств, народных декоративно-прикладных и казачьих ремесел, где они и были зафиксированы нами в графике и на фото. По неподтвержденным данным в том же разрушенном кургане были найдены две «большие бронзовые булавки», судьба которых нам неизвестна. В контексте известных археологических материалов предскифского времени приведенные выше предметы находят целый ряд типологических соответствий с материалами конца VIII – начала VII вв. до н.э. Бронзовые наконечники копий и дротиков, соответствующие наконечнику из ручья Водопадного серийно встречены в материалах протомеотских захоронений VIII – начала VII вв. до н.э. могильников Псекупсский, Пшиш и Кочипэ (Ловпаче, 1991, таб.V, 2; VI, 1; Сазонов, 2004, рис. IV). Бронзовый топорик из Темнолесской, на наш взгляд, можно уверенно включить в число секировидных протомеотских скипетров конца VIII в. до н.э., являвшихся, вероятно, не столько оружием, сколько символом высокого воинского ранга или социального статуса владельца (Сазонов, 2006). Близкие по форме скипетры-топорики присутствуют в материалах могильников Табор (ст. Тверская), Кочипэ (Майкоп), Волчья Гора (ст. Абадзехская) (Сазонов, 2006, таб.2-4). Принимая во внимание, что для протомеотских племен преимущественно характерны захоронения в простых грунтовых ямах, скипетр, как символ власти, в сочетании с подкурганным обрядом захоронения дают веские основания предполагать высокий социальный статус покойного. Ранее уже имели место свидетельства сооружения протомеотами курганных насыпей над особо выдающимися покойными (Лесков, Эрлих, 1999, с. 36; Сазонов, 2000). Прямые аналогии для браслета, входившего, вероятнее всего, в один комплекс со скипетром, нам пока неизвестны. В качестве вероятных сопоставлений кажется возможным привести восточнокобанские браслеты с расширяющимися окончаниями Кроме того, его полая конструкция, имитирующая массивное, цельнолитое изделие, дает основание предполагать возможную связь с закавказскими бронзолитейными традициями, для которых полые отливки были характерны (Дударев, 1999, с.164). География приведенных находок при своей немногочисленности кажется нам интересной и даже символичной. Мезмайское ущелье, где были найдены скипетр и браслет, как и место находки протомеотского дротика, располагается в непосредственной близости от древней тропы через плато Лаго-Наки, Армянский, Белореченский и Черкесский перевалы к морю, по которой в течение многих тысячелетий шло активное двустороннее движение военных отрядов и торговых караванов. В этой связи, с дальнейшим накоплением материалов, мы видим возможность новых предположений о внешних контактах протомеотских племен и направлений возможных киммеро-меотских военных кампаний.



Дударев С.Л., 1999. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху. Армавир.
Лесков А.М., Эрлих В.Р., 1999. Могильник Фарс/Клады. М.
Ловпаче Н.Г., 1991. Могильник Кочипэ (Восточный) в г. Майкопе // Культура и быт адыгов. Майкоп.
Сазонов А.А. 2000. Хаджохские курганы – некрополь древнемеотских вождей.// ИАВ АРИГИ, вып. 3.
Сазонов А.А., 2004. О хронологии протомеотских погребений Закубанья // Kimmerowie, scytowie, sarmaci. Krakow.
Сазонов А.А., 2006. Бронзовые скипетры протомеотских вождей // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Армавир (в печати).
Эрлих В.Р., 2002. Переход от бронзового к железному веку на Северном Кавказе (к постановке проблемы).// РА, №№ 3 и 4.

ON SEMANTICS OF BRIDLE PENDANTS BELONGING TO CHЕRNOGOROV STAGE IN THE EASTERN EUROPE

Alexandr A. Sazonov (Joint Stock Company “Nasledye Kubany”, Krasnodar,Sergei L. Dudarev (Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russia)

Semantics of images on bridle details arouses special interest in the findings of horse harness details dated Pre-Scythian period. The question is here about the so-called "butterfly-shaped" and "Helmet-shaped" bridle pendants which existed end IX - middle VIII centuries BC in the Eastern Europe. Many researchers (Smirnov K.F., Terenozhkin A.I., Kemenczei T., Kaus M., Chochorowski J., Potapov V.V., Babeshko I.G., Valchak S.B., Mamontov V.I., Sazonov A.A. and others) referred to the questions of origin and typology of the specified products. At the same time researchers did not make clear suggestions about semantic images and the ideas incorporated in them. The question is about genetically connected bone figured pendants belonging to the early Chernogorov period (IVth type according to Valtchak, Mamontov, Sazonov 1996) and bronze figured pendants belonging to the classical stage of Chernogorov period. Similar pendants were found in the Central Europe monuments, mainly in Forest-steppe of the East Europe, in Kuban region, in Central and in Northeastern Ciscaucasia. Currently, the greatest amount of their findings falls to the Protomeotic burial grounds area in Zakuban’ye (Transkuban). Basic elements which are characteristic for early and late copies remain unchanging for a long time in various territories. It proves that pendants of the given types incorporate certain image or the images clearly determined in graphic tradition of the Pre-Scythian world of the Eastern Europe. When comparing basic elements of the pendants with the wide range of models, the image of an insect (a butterfly, a moth or a fly) is defined as the most probable one. This image is shown most precisely in bronze "Helmet-shaped» pendants of the variant 1. Their basic features are: double body, including the pointed head decorated with pair volutes - eyes and wide moon-shaped part, which reminds the wings and frequently has rounded ledge in the middle. In my opinion, these features can be definitely compared to a head, wings and a body of an insect. A series of the "the butterfly-shaped" bone pendants also points out this possibility. It is important to note, that all findings of similar metal plates are connected exclusively to the horse harness. This fact allows to assume, that the image incorporated in pendants is called to strengthen its qualities, give it easiness and speed of a flying insect. The facts of animating ritual subjects, weapons, utensils and transportation means are characteristics of many peoples at the beginning of civilization. This is the example of using qualities of totemistic creature through its image. The most probable source for occurrence of the idea embodied in the given products and the basic environment for their production at the initial stage were mobile tribes with the advanced military horse breeding from steppe and the forest-steppes of the Eastern Europe connected with Cimmerian or close to them.